Пройдите тест, позволяющий максимально объективно оценить ваш уровень критического мышления.
Школа Критического Мышления основана в 2018 году. Чтобы учиться было комфортно — мы создали digital-курс, который можно пройти с любого устройства и в любой точке мира. Сложные темы раскрыты в форме видеоуроков и практических занятий. Слушайте лекции, выполняйте домашние задания и тренируйте навыки в комфортной для вас обстановке.
ПРОЙТИ ТЕСТ
Хотите определить свой уровень критического мышления?
Тогда пройдите бесплатный тест CTT-1 / Critical Thinking Test Level 1, разработанный методологами Школы критического мышления™.
НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Владелец тренинговой и консалтинговой компании Business Speech. Обладатель премий «Лучшая бизнес-книга 2015 года», «Тренер 2013, 2019», «За вклад в развитие HR и T&D отрасли», «За вклад в развитие бизнес-образования РФ», «Компания года 2017». Номинант премии «Просветитель» 2020.
Ведущий эксперт, заведующий лабораторией проектирования содержания образования института образования НИУ ВШЭ.
Лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2019, 2018, 2016, 2015, 2014, 2013, 2012 годов.
Кандидат философских наук. Автор популярных и профессиональных курсов по критическому мышлению, философии и культурологии в российских публичных образовательных проектах и методологических школах.
Бизнес-тренер в области критического мышления и аргументации с широким опытом работы с крупными российскими компаниями.
Приглашенный преподаватель в проектах НИУ-ВШЭ, РАНХиГС.
В рамках направления «Логика и критическое мышление» специализируется на темах «Герменевтика», «Аргументация» и «Критическое мышление».
Автор книг «Антикризисное управление организацией», «Этика деловых отношений», «История и философия науки».
В Школе Критического Мышления ™ специализируется на темах: «Групповое принятие решений», «Манипуляции в статистике».
Содержание курса
-
• Определение понятия «критическое мышление».
• Списки компетенций для профессионалов настоящего и будущего, модель 4C.
• Модель ГЛОБУС.
• 5 мифов вокруг критического мышления.
Общая длительность модуля — 17 минут. -
• Определение понятия «когнитивные искажения».
• Искажения, связанные с неправильной оценкой себя: эффекты ложного консенсуса и слепого пятна.
• Искажения, связанные с неправильной оценкой других: эффекты ореола и знакомства с объектом, фундаментальная ошибка атрибуции.
• Искажения, связанные с неправильным принятием решений: эвристика доступности, эффект иллюзорной правды, рефлекс Земмельвейса, предвзятость подтверждения и ошибка выжившего.
• Искажения, связанные с общим непониманием информации: конфабуляция, «после значит вследствие».
• Основные правила работы с когнитивными искажениями.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 30 минут. -
• Подходы к определению мистического мышления. Вера в магию как идея прощупывания мира.
• Расколдовывание мира vs эзотерический ренессанс. Социальные причины усиления веры в магическое.
• Механизмы формирования мистического мышления.
• Магия подобия и магия контакта. Объяснение механизмов возникновения доверия к гомеопатии и телегонии. Неправильное использование принципа ассоциативного мышления.
• Теории облегчения тревоги.
• Ошибки и правильные методы мышления. Наука vs лженаука.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 35 минут. -
• Определение понятия «герменевтика».
• Анализ текстовой информации.
• Лингвистические ловушки: двусмысленность, неопределенность, неполное сравнение, излишняя терминология.
• Пресуппозиции — установки, которые влияют на интерпретацию информации и принятие решений.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 13 минут. -
• Отличие научного знания от повседневного опыта. Примеры правильных и неправильных причинно-следственных связей. Принципы работы научного метода.
• Устройство научной информации. Виды экспериментальных исследований. Пирамида достоверности научных источников.
• Структура научной статьи.
• Поиск научных статей и пять критериев их оценки.
• Оценка компетентности эксперта. Признаки лжеученого.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 16 минут. -
• Эпоха постправды, и как влияют на нас ложные новости.
• Техники обнаружения ложной информации в коммуникации и СМИ.
• Использование когнитивных искажений в фейковых новостях и принципы их построения: принцип когнитивной базы, непротиворечия, авторитета, иллюзорного следования.
• Правила проверки фактов. Шесть вопросов к тексту для его верификации.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 10 минут. -
• «Правильное» vs «неправильное» мышление. Логика как теория правильных рассуждений.
• Повышение точности в коммуникации с помощью логики.
• Формализация высказываний с помощью схематических кругов Эйлера.
• «Истинное суждение» и подходы к пониманию истинности.
• Логическая структура текста. Формализация и моделирование суждений. Энтимемы.
• Дедуктивные и индуктивные рассуждения. Рассуждения по аналогии.
• Правила работы с логикой.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 49 минут. -
• Теория аргументации: сложная система доказательств.
• Три элемента аргументации: тезис, аргумент, причинно-следственная связь.
• Два закона тезиса, четыре закона аргумента, один закон причинно-следственной связи.
• Ошибки тезиса, аргумента, причинно-следственной связи.
• Алгоритм критического анализа убеждающей информации.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 25 минут. -
• Способы рассуждения: дедукция, индукция, абдукция.
• Корреляция и казуальность.
• Алгоритм абдуктивного мышления.
• Повышение достоверности вывода.
• Критерии оценки гипотез.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 11 минут. -
• Методы статистического анализа данных. Методы выбора статистических критериев.
• Ошибки vs манипуляции.
• Постановка цели и вопросов исследования. Цель исследования. Правила формирования выборки. Репрезентативность.
• Данные. Подходы к выбору среднего значения в зависимости от структуры данных и цели исследования. Среднее арифметическое, медиана, мода. Проценты и абсолютные числа. Корреляция и каузальность.
• Визуализация данных. Манипуляции при визуализации: изменение масштаба, нестандартное представление, некорректный формат.
• Чек-лист проверки статистической информации.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 34 минуты. -
• Конвергентное и дивергентное мышление.
• Роль мотивации и контекста в креативном мышлении.
• Применение творческого мышления в реальных ситуациях — бизнесе и личной жизни.
• Взаимосвязь между творческим и критическим мышлением.
• Когнитивная гибкость. Техники развития креативного мышления.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 30 минут. -
• Какие решения мы принимаем? Что такое эффективное решение? Путешествие от текущего к желаемому.
• Анализ актуальной ситуации и формулировка проблем. Определение цели.
• Генерация идей и альтернатив.
• Критерии, ограничения, инструменты и методы выбора. Отсекаем недопустимое, сравниваем оставшееся, делаем выбор.
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 34 минуты. -
Подведение итогов, итоговый тест для проверки результата
Общая продолжительность видеоуроков в блоке — 2 минуты.
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- понятие и природа критического мышления;
- когнитивные искажения;
- герменевтика;
- поиск научной информации;
- фактчекинг;
- формальная логика;
- неформальная логика;
- креативное мышление.
- понятие и природа критического мышления;
- когнитивные искажения;
- мистическое мышление;
- герменевтика;
- поиск научной информации;
- фактчекинг;
- формальная логика;
- неформальная логика;
- абдукция;
- манипуляции в статистике;
- креативное мышление;
- принятие решений.
- понятие и природа критического мышления;
- когнитивные искажения;
- мистическое мышление;
- герменевтика;
- поиск научной информации;
- фактчекинг;
- формальная логика;
- неформальная логика;
- абдукция;
- манипуляции в статистике;
- креативное мышление;
- принятие решений.
- понятие и природа критического мышления;
- когнитивные искажения;
- мистическое мышление;
- герменевтика;
- поиск научной информации;
- фактчекинг;
- формальная логика;
- неформальная логика;
- абдукция;
- манипуляции в статистике;
- креативное мышление;
- принятие решений.
ОТЗЫВЫ
Дарья Ермакова, журналист. Выпускница XIV потока
"В целом курс мне понравился. Было много интересной теории, и после каждого занятия — обязательно тест, чтобы материал можно было закрепить. Лично мне интереснее всего было слушать про логику, причинно-следственные связи и принятие решений. Интуитивно все это понимала раньше, но теперь добавилось осознанности. Это оказалось самым ценным для меня — такое редко где встретишь."
Показать ещеМариетта Лиханова,
старший менеджер по работе с
клиентами. 36
лет
"Многие темы актуальны для жизни и работы. Особенно понравились практические занятия по поиску научной информации — все структурировано и понятно. Самое главное, у меня появилась привычка проверять факты и ко всему подходить критически. Весь курс я бы охарактеризовала четырьмя словами — актуальность, практичность, краткость и доступность. "
Показать ещеЕкатерина Степанянц,
25 лет.
"Я пыталась растягивать курс, но он оказался очень интересным — прошла его за несколько дней. Пусть занятия закончились, я буду и дальше работать над собой, но теперь уже с полученными знаниями. Тренеры не раз говорили, что за одно прослушивание лекции навык не вырабатывается, и все приходит с постоянной практикой. Мне кажется, этот курс взращивает здоровый скептицизм, который особенно необходим во время противоречивой информации и повсеместной паники. Хочу поблагодарить преподавателей Школы и организаторов с нашей стороны. Курс смотрится очень легко: платформа — максимально дружелюбная, а материал — нескучный и крайне полезный. "
Показать еще